Муниципальное образовательное учреждение Медведицкая cредняя общеобразовательная школа Жирновского района Волгоградской области
 

Отчет завуча школы Майер Людмилы Анатольевны

о работе педколлектива МОУ «Медведицкая» СОШ за 2006 - 2008
учебный год в режиме работы региональной
опытно - экспериментальной площадки

 

ТЕМА

 «Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в сельской школе»
 

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, привития навыков здорового образа жизни сегодня очень актуально. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями, общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Не секрет, что за время обучения детей в школе здоровья их ухудшается в 4 - 5 раз.

В 2006 - 2007 учебном году на базе школы открыта опытно -экспериментальная площадка «Разработка модели формирования здоровьесберегающего образовательного пространства». При выборе темы мы исходим из фактического состояния здоровья школьников: 82 учащихся состоят на диспансерном учете по различным заболеваниям: анемия, сколиоз, ВСД, плоскостопие, почечная недостаточность, кожные заболевания; 21 семья

-  беженцы и переселенцы, 19 семей - неблагополучные, в них проживает 32
ребенка; 5 учащихся обучаются на дому, 3 ребенка - инвалиды детства.
Результаты анкет показали, что 60 % детей чувствуют себя не защищенными,
50 % не хотят идти в школу, 40 % - не завтракают, 30 % учащихся имеют повышенную тревожность.

Итоги исследования «О дозировке домашнего задания» показали, что 28 % учащихся перегружены домашними заданиями по математике, русскому языку, литературе, английскому языку, биологии, истории. Поэтому, в качестве основы деятельности школы стало здоровьесбережение, где приоритетом является забота о сохранении здоровья учащихся и педагогов; основной целью развития школы провозглашается создание здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях сельской школы.

Для реализации поставленной цели разработана система планирования по этапам ОЭР. На 2006 - 2007 учебный год поставлены следующие задачи:

Создание организационно - педагогических, материально - технических, санитарно - гигиенических условий здоровьесбережение, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся:

-   четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;

-   нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;

-   освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения
школьников, использование технологий уроков, сберегающих здоровье
учащихся;

- планомерная организация полноценного сбалансированного питания;

-  привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к
формированию ЗОЖ учащихся.

Для решения поставленных задач была проведена следующая работа:

1. Введена динамическая пауза после 3 урока (40 минут) в начальной школе с  обязательным  пребыванием  на воздухе,  после третьего,  четвертого

урока по 20 минут в основной и средней школе, организованы утренняя гимнастика, музыкальные перемены, физминутки на уроках по снятию утомления, психофизического напряжения, гимнастика для глаз. В классных кабинетах создаются игровые зоны, зоны отдыха. Вопрос заслушивался на совещаниях при директоре, педсоветах, заседаниях МО.

2.Изучались дневники учащихся, проводилось анкетирование, посещались уроки с целью выявления учебной нагрузки, объема домашних заданий, выполнение режима дня школьниками. Результаты исследований представлялись на заседаниях МО, педсоветах, совещаниях при директоре, родительских собраниях

3.            Для решения данной задачи проводились педсоветы «Новые подходы к образованию и воспитанию в свете здоровьесбережения», «Реализация учителям здоровьесберегающих принципов на уроке», «Создание благоприятного психологического климата», «Психолого педагогическое сопровождение на период адаптации». С целью повышения профессионального мастерства по сохранению и укреплению здоровья учащихся были проведены МО учителей - предметников, классных руководителей: «Школа и здоровье: поиски, решения», «Совершенствование форм и методов учебно - воспитательного процесса по формированию привычек здорового образа жизни», «Урок с позиции здоровьесбережения». В результате принимались решения по выработке единых требований к содержанию и проведению уроков с позиции здоровьесберегющей педагогики, изучались индивидуальные особенности учащихся, улучшался психологический климат на уроке.

4. На заседаниях Совета школы, общешкольного родительского комитета, родительских собраниях, классных часах, беседах с учащимися рассматривался вопрос о необходимости организации полноценного сбалансированного питания. Родительские комитеты, медсестра школы взяли на контроль составление недельного меню в школьной столовой. В результате питание стало разнообразным, витаминизированным, представлено в виде двух меню (часть учащихся питается за 5 рублей в день, 2/3 учащихся за 10 рублей в день).

5. Для привлечения системы кружковой, внеклассной, внешкольной работы по формированию здорового образа жизни разработаны авторские модернизированные программы на 16 кружков, факультативов: «Азбука здоровья» - 4 кл., «Подвижные игры» - 1 кл., «Клуб юных санитаров» - 4 кл., «Советы Мойдодыра» - 2 кл., «Советы доктора Айболита» - 3 кл., «Школа здоровья» - 5 кл., «Культура общения» - 6 кл., «Юные лесоводы»-   6 кл., «Здоровое питание - здоровое поколение» - 7 кл., «Культура речи»-   9 кл., «Умелые руки» - 7-9 кл., «Поэзия и слово» - 5 кл., «Фольклор русского народа» - 2, 3,7-9 кл., «Ритмика» - 3,6 кл., «Эрудит» - 4,8 кл., организована работа спортивных секций, туристического кружка. Проводились Дни здоровья, Неделя Школьной республики «Радуга», Акция «Мы выбираем жизнь», месячник добрых дел, которые стали доброй традицией школы.

Учащиеся охотно посещают кружки СДК, РДК, школы искусств в г. Жирновске, центр детского творчества, физкультурно - оздоровительный комплекс. Выводы: Проделанная работа по решению каждой указанной задачи повлияло на достижение общей цели: повысилась двигательная активность учащихся, увеличилось время пребывания на свежем воздухе, взят на контроль учителями - предметниками объем домашних заданий по биологии, истории, математики в 5 - 7 классах, русского языка и литературы в 5 - 8 класса, 2/3 учащихся питаются в школьной столовой, для которых организовано разнообразное, витаминизированное питание. Совершенствуется педагогическое мастерство педколлектива школы, улучшается психологический климат в классных коллективах на основе доверия и сотрудничества, педагогической поддержки и создания ситуации успеха. Совершенствуется и система воспитательной, психологической службы в школе. Восемь авторских программ дополнительного образования прошли апробацию и получили экспертное заключение кафедры педагогики ВГПУ, ВГНПКРО.

Педагогический коллектив делится опытом работы по здоровьесберегающим технологиям на районных семинарах, на единых методических днях: «Здоровьесбережение - проблемы, поиски, решения», «Использование учителем элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе», «Педагогическая поддержка - главное условие УВП, направленного на здоровьесбережение учащихся ». Активно ведётся классными руководителями просветительская работа среди родителей, учащихся по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья школьников, всего педагогического коллектива.

Разработана программа сотрудничества: с ЦДТ, физкультурно -оздоровительным комплексом, центром «Семья», школой искусств, отделом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Количество учащихся, посещающих спецгруппу, уменьшилось на 15%, количество пропусков по болезни сократилось на 22%, динамика физического развития учащихся не снижается (у 4 учащихся нарушение обмена веществ).

 

Педколлектив школы - победитель областного конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих , инновационные образовательные программы. Учитель физкультуры Давыденко В.П. победитель Гранта Президента Российской Федерации.

Решению данных задач способствовала высокая мотивация педагогического коллектива школы, заинтересованность родителей в результатах эксперимента, учащихся в сохранении и укреплении своего здоровья.

Решить полностью поставленные задачи не удалось из - за недостаточной финансовой, материально - технической базы, кадрового состава педагогического коллектива школы, организацией работы по повышению квалификации педагогов в соответствии с целями и задачами ОЭР.

В качестве основы деятельности школы будет продолжена работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и учителей. Основными задачами на новый учебный год будут:

Создание системы организационно - педагогических условий для перехода школы к функционированию в форме здоровьесберегающего образовательного пространства:

-    создание благоприятных условий для разработки и апробации
модифицированных и авторских программ, ориентированных на реализации
целей ОЭР;

-         Разработка  содержания  образования в формируемом здоровьесберегающем пространстве;

-         разработка модели здоровьесберегающего образовательного пространства;

-         организация педагогического мониторинга по отслеживанию результативности ОЭР;

-         разработка модели психолого - педагогического сопровождения индивидуально - личностного развития детей.

Рекомендации:     В     целях    программно    -    методического     обеспечения организовать:

1.   научно - методическое обеспечение эксперимента;

2.  творческие отчеты педагогов на научно - практических конференциях
всех уровней по здоровьесбережению учащихся на уроках и внеклассной
работе.

Реализация     психолого-педагогического     сопровождения     индивидуально-личностного развития школьников.

 


Объявление

Медведицкая средняя школа является эксперементальной площадкой с 2006 года

 
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна деловых сайтов
Hosted by uCoz